Фрагмент для ознакомления
2
Центральный банк принимает меры по осуществлению денежно-кредитной политики:
̶ операции на открытом рынке — это средства коммерческих банков в качестве гарантии выполнения обязательств банков перед клиентами. Этот вид заповедника является неприкосновенным. Банки не могут использовать эти деньги в своих собственных коммерческих целях;
̶ обязательные резервы — это процентная ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, а также процентная ставка, по которой коммерческие банки принимают депозиты;
̶ ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.
Наиболее эффективным способом влияния на экономику страны является функционирование открытого рынка. Через них страна может выводить и вливать большие суммы средств. Самый медленный способ повлиять - это превысить критическую скорость. Как правило, эффект от его снижения или увеличения не проявится через 3-5 месяцев после того, как центральный банк примет решение и объявит о нем.
Основной инструмент экономического влияния страны на саму страну:
̶ налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
̶ инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
̶ дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
̶ ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
̶ регулирование цен — это государственная политика, направленная на сдерживание цен на социально значимые товарные группы. В стране с рыночной экономикой это может происходить не в классической форме. В Российской Федерации Правительство регулирует максимальные цены на определенные категории товаров в соответствии по ПП №530 от 15 июля 2010 года.
В дополнение к этому государство может использовать радикальные и функциональные инструменты контроля. радикалы:
1. Денежная реформа. Если в стране будет гиперинфляция в сотни или миллионы процентов, к ней прибегнут. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что валюта обычно теряет всякую ценность и утрачивает свою основную функцию платежного средства. Люди и предприятия предпочитают делать сбережения в других валютах или по бартеру. Надвигается глубокий финансовый кризис. Государство решило изъять старые деньги и ввести новые. Денежная реформа применима только к экстремальным ситуациям.
2. Либерализация цен. Они используются при преобразовании одной экономической системы в другую, обычно при переходе от командной экономики к рыночной. Государство больше не контролирует цены на товары и услуги, они лишь достигают баланса на основе спроса и предложения [21, с.232].
Функциональными инструментами государственного контроля являются:
̶ регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
̶ лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
̶ сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.
Страна влияет не только на внутреннюю экономическую деятельность посредством торгового и валютного регулирования, но и на внешнеэкономическую деятельность. Например, он вводит квоты, тарифы, субсидии, налоги и другие меры защиты или стимулы, в зависимости от потребностей страны. Например, для защиты отечественных производителей могут быть введены защитные тарифы и квоты, в результате чего импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. Если внутренний спрос на определенные товары или сырье не будет удовлетворен, ограничения могут быть сняты, и тогда импортер приедет в эту страну.
Все методы и средства национальной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решения в одной области неизбежно окажут влияние на другие области. Другими словами, изменения налоговых ставок неизбежно повлияют на национальный бюджет и количество валюты в обращении. Изменения в налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, занятость и уровни доходов, объем производства и чистый экспорт. Все рычаги не могут быть применены изолированно.
Финансовая система России выполняет разнообразные функции, взаимодействуя с другими компонентами макроэкономической системы. Она представляет собой сгруппированные по признакам финансовые отношения, которые повсеместно присутствуют в нашей жизни; складываются эти отношения между государством, юридическими и физическими лицами. Исходя из этой позиции, наши личные финансы, финансы всего населения, семейный бюджет составляют определенную сферу финансовых отношений и входят в общую финансовую систему России. Функционально-институциональные уровни финансовых отношений и функционирования финансовой системы указан в приложении А [18, с. 580].
Таким образом, Финансовая система России, как и любая система состоит из подсистему, главными из которых являются: Министерство финансов, Центробанк, Налоговая служба. Главным документом, по которому осуществляется распределение финансов на нужды граждан и страны является государственный бюджет России. Органы контроля за исполнением всех функций системы финансов осуществляют органы исполнительной и законодательной властей. Подсистемами, фонды которых не являются частью государственного бюджета, являются подсистема страхования и подсистема финансов предприятий: страхование обеспечивает граждан социальными пособиями, медицинским страхованием, страхованием жизни и имущества; предприятия обеспечивают страну капиталом, товарами и услугами и являются самым основным звеном, формирующим экономику и национальное благосостояния нашей страны.
Подводя итог, можно сделать вывод, что финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений. Каждая сфера характеризуется формированием и использованием денежных средств, которые играют различную роль в общественном воспроизводстве.
Финансовые отношения реализуются через финансовую систему, которая включает бюджеты всех уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур, а также другие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы финансовые ресурсы формируются в количественно определенные и специально обозначенные суммы. Финансовая система играет такую важную роль в общественной жизни, что прерывание ее функционирования может иметь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она подлежит строгому государственному контролю. Используя различные методы, страна добилась такого состояния, соответствующего интересам развития всей экономики, и эффективного решения возникающих экономических проблем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
2. Асаул, В. В. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие / В. В. Асаул, А. В. Дементьев, Д. К. Молчанов; под ред. В. В. Асаул. – Санкт-Петербург : СПбГАСУ, 2010. – 322 с.
3. Барулин, С. В. Финансы / С.В. Барулин. - М.: КноРус, 2021. - 640 c.
4. Берзона, Н.И. Финансы : учебник и практикум для вузов / Н. И. Берзон [и др.] ; под общей редакцией Н. И. Берзона. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 548 с.
5. Беспалова, О. В. Финансы России: история и современность / О. В. Беспалова, Р. А. Беспалов. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 100 с.
6. Блинов А. И. Структура финансовой системы России / А. И. Блинов. // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 76-78.
7. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит / В.А. Галанов. - М.: Форум, 2020. - 416 c.
8. Государственный долг по странам / странам с самым высоким государственным долгом 2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/enru.ru.00ed5a 1e64281431fa775c7c74722 d776562/https/worldpopulationreview.com/countryrankings/countries-by-national-debt; Дата обращения:: 09.03.2024.
9. Дадашев, А. З. Финансы : учебник / под ред. А. З. Дадашева. – Москва : ИНФРА-М, 2016. – 178 с.
10. Дмитриченко Л.И., Карпухно И.А. Фискальная политика государства: границы рационального применения // Новое в экономической кибернетике. 2022. № 1. – С. 158-164.
11. Заернюк, В. М. Функции финансовой системы и показатели ее развития / В. М. Заернюк // Сервис plus. – 2012. – № 3. – С. 92–100.
12. Исакова, Н. Ю. Финансы и финансовая система государства: учебное пособие / Н. Ю. Исакова, Ю. А. Долгих, А. Г. Лачихина; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Н. Ю. Исаковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2019. – 124 с.
13. Об оценке эффективности фискальной политики региона. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/88929-ocenke-effektivnosti-fiskalnoj-politiki-regiona; Дата обращения: 09.03.2024.
14. Особенности и мониторинг исполнения федерального бюджета в 2022 году. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html; Дата обращения: 09.03.2024.
15. Пенькова И.В. Перспективы фискальной политики Российской Федерации как инструмент сокращения институциональных ловушек в эпоху цифровизации // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2021. № 4. – С. 228-235.
16. Покшиванова О.П. Цели и инструменты фискальной политики // Актуальные проблемы экономики и управления. 2021. № 2(30). – С. 15-17.
17. Полтораднева Н.Л., Завьялова, Д.А. Современный взгляд на трактовку категории «финансовая система» / Н.Л. Полтораднева // Финансы и кредит. – 2018.- № 24(3). – С. 537-549.
18. Полтораднева, Н. Л. Современная структура национальной финансовой системы в контексте финансовой безопасности страны / Н. Л. Полтораднева, Д. А. Завьялова // Финансы и кредит. – 2019. – Т. 25, № 3. – С. 580–595.
19. Полтораднева, Н. Л. Современный взгляд на трактовку категории «Финансовая система» / Н. Л. Полтораднева, Д. А. Завьялова // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24, № 3. – С. 537–549.
20. Поляк, Г. Б. Финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
21. Просветов, Г. И. Финансы, денежное обращение и кредит. Задачи и решения / Г.И. Просветов. - Москва: Огни, 2020. - 448 c.
22. Пятковская, Ю. В. Финансовая система России как базовая категория финансовой науки и науки финансового права: подходы к определению / Ю. В. Пятковская // BaikalResearchJournal. – 2016. – Т. 7, № 2. – с. 184–193.
23. Садыкова Г.А. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации и проблемы ее развития / Г.А. Садыкова // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II. – С. 22-24.
24. Сальникова О.В., Кремнева А.О., Маскутова В.В. Фискальная политика и её роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики / О.В. Сальникова, А.О. Кремнева, В.В. Маскутова// Контентус. – 2023. – № 7S. – T. 7. – С. 92 – 98.
25. Федеральная служба государственной [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/; Дата обращения: 09.03.2024.
26. Федулова С. Ф. Финансы : учебное пособие / С.Ф. Федулова. 4-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, Ин-т экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014. – 425 с.